Буданов В.Г.
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ В ОБРАЗОВАНИИ (ИФ РАН)
...синергетику надо внедрять с осторожностью, по возможности без кровопролития. (по Салтыкову-Щедрину,почти)
А НАДО ЛИ ?
Глобальный цивилизационный кризис конца ХХ века, проявляющийсяво всех областях человеческой деятельности, обусловлен двумя основными причинами. Во-первых мы вступили, по выражению Эрвин Ласло, в "эпоху бифуркаций" порожденную интерференцией многих циклических социокультурных процессов на неустойчивой границе самоистребления, границе экстенсивного развития техногенной цивилизации, и, во-вторых, набирают темп процессы самоорганизации нового информационного общества, ноосферные механизмы которого похоже могут стать гарантами мягкого сценария выхода из планетарного кризиса. В любом случае кризис характеризуется гибелью многих параметров порядка, ростом объема информации и коммуникативных связей в режиме собострением, и, как следствие этого, порождает фрагментарность восприятия мира, кризис самоидентификации как личности, так и социальных групп, напряженность в межнациональных и межконфессиональных отношениях , отношениях человека и природы, культуры естественнонаучной икультуры гуманитарной и т.д..
Ситуация напоминает библейский сюжет осмешении языков начиная уже с уровня научного дисциплинарного знания.
Кризис современной системы образования, так же лишь часть глобального кризиса, в немалой степени обусловлен узко прагматическими установками, ориентацией на узко дисциплинарный подход без горизонтальных связей, жесткое разграничение гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Следствием этого разграничения являются не только фрагментарность видения реальности, но и ее деформация, что в условиях нарождающегося постиндустриального информационного общества "третьей волны" не позволяет людям адекватно реагировать на обостряющийся экологический кризис, девальвацию нравственных норм, нестабильность политических и экономических ситуаций. Мы страдаем от неспособности охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между вещами, находящимися для нашего сегментированного сознания в разных областях.Это также объясняет действиямногих крупных организаций и властных структур, напоминающие "слепой полет". Такое положение показывает, что сегодня судьбы цивилизации не могут определяться ни мудрейшими правительствами, ни международнымиорганизациями, ни учеными до тех пор, пока их действия не будут осознано поддержаны широкими слоями населения или, говоря языком постнеклассической науки, пока не будет создана новая самоорганизующаяся среда. И сегодня новое видение мира, понимание личной ответственности заего судьбу постепенно становятся непременным условием выживания Человечества и каждого индивидуума. Говоря об этом, французский социолог Эдгар Морэн отмечает: " Мы нуждаемся в демократии разума, а не в демократии общества массового потребления, которая сейчас приводит к регрессу демократии, в особенности из-за того, что ключевые вопросы цивилизации не проходят на уровень политического сознания. Но демократия разума требует изменения менталитета, который бы сделал возможнымквалифицированное принятие решений гражданами по глобальным проблемам.Отсюда потребность в радикальной реформе образования, которая бы сделала возможным не только анализ , но и взаимоувязывание знаний".
По нашему мнению, реформа образования должна опираться на идеи целостности и фундаметальности образования, но не в духе традиционногодисциплинарного понимания фундаментальных наук, заложившего образовательную парадигму со времен первой фазы научной революции, а с учетом парадигмальных изменений науки рубежа ХХI века, перехода ее в междисциплинарную стадию постнеклассической науки. Таким образом, реформа образования в школе, как высшей, так и общеобразовательной, не может сводиться к косметическим мерам, но связана с кардинальным расширением понятия фундаментальности образования,дающего целостное видение природы, человека и общества в контекстемеждисциплинарного диалога, в котором одной из наибольших проблем является проблема взаимопонимания естественника и гуманитария, или, говоря словами Чарльза Сноу - проблема двух культур. Причем по экспертным оценкам для управления ситуацией нам отпущен лишь краткий миг истории- два три поколения, иначе последствия будут глобально необратимы,и кризис пойдет по катастрофическому сценарию. Вот почему образование должно сейчас нести не только традиционную функцию передачи социального опыта, но в большой степени опережающую, превентивную функцию - подготовка человека к жизни в эпоху кризисов. О КОНЦЕПЦИИ ЦЕЛОСТНОСТИ В СТАНОВЯЩЕМСЯ БЫТИИ
Лидирующее место в культуре нашей эпохи, бесспорно, занимает наука. Научный метод,рожденный естествознанием, последние сто лет доминирует в духовном мире, формируя даже дисциплины о человеке и обществе, ему мы обязаны триумфом техногенной цивилизации, приведшей нетолько к быстрому развитию экономической и социальной сфер общества,но и вызвавшей глобальный экономический кризис, отчуждение человека отприроды, все большую дегуманизацию общества. Причины негативных эффектов глубоки, и одна из них в том, что сегодня мы должны признать существование двух культур, обладающих разными языками, критериями и ценностями: культуры естествознания с доминантой научного метода,включающей науки о природе, технику и т.п., и культуры гуманитарной,включающей искусство, литературу, науки об обществе и внутреннем миречеловека. Связующим звеном, как и в былые времена, должна бала быстать современная философия, но не смогла в силу переживаемого ею кризиса и малой популярности. К тому же в России сформировалось настороженное отношение к официальной философии: воинствующий материализм в равной мере подавлял как науку, так и искусство. И сейчас , к сожалению, эти культуры не столько дополняют друг друга сколько противостоят, все еще разделяя людей на "физиков" и "лириков", не желающих понимать проблем оппонента, хотя лидеров обоих направлений всегда отличалосинтетическое мышление.Дело даже не столько в том, что существую врожденные склонности людей (лево-правополушарники), что отличны предмети метод познания, сколько в исторических корнях эволюции культур ихпостепенного отчуждения.
Наука страдала сначала от церковного догматизма и спекуляций, затем от вторжения вульгарной философии, а искусство - от утилитарно-рассудочного техницизма и позитивизма Нового времени, причем после Хиросимы и особенно Чернобыля в среде гуманитариев возник устойчивый антинаучный синдром. Конечно так было не всегда. Этому искусственному размежеванию неболее трехсот лет, и сейчас многие проблемы человечества могли бы быть решены на пути гармонизации частей изначально единой культуры, например по образцу натурфилософии или даже античной единой культуры, восходящей к Аристотелю, но на новом уровне развития. Сложность в том, что в преддверии кризиса Разум человечества глубоко болен: в погоне за мощью абстрактного интеллекта мы на грани самоуничтожения, забыты принципы единства с окружающим миром, до сих пор не осознана наша миссия соавторства на пути космической эволюции, мы только сейчас начали понимать ущербность антропоцентризма, провозглашенного гуманистами Возрождения. Сегодня раздаются призывы вернуться к национальным корням, назад к природе, возродить религию: все эти на первый взгляд разные рецепты имеют единый корень - ностальгию по духовно здоровому социуму, живущему в гармонии с природой. Но возможно ли приблизиться к такому обществу без существенных потерь материального и культурного потенциалов современной цивилизации (Чтобы наметить подход к решению,уместно провести параллель между лини-ей эволюции человечества и путем духовного совершенствования личности,когда за короткий период одной жизни ученик в восточной традиции иливыбравший "узкий путь" монах на западе проходят процесс инициации ототносительно стабильного состояния через душевные испытания, искушенияи хаос к высшей ступени совершенства. Тысячелетние традиции подтверждают, что в момент инициаций, сильной неустойчивости нельзя доверятьсярассудочным аргументам, они как правило иллюзорны, основаны на неконт-ролируемых импульсах и могут привести к психической травме и даже кразрушению личности, поэтому в каждой традиции существуют свои приемыфиксации, ограничения вариабельности мышления. Единственной опорой и путеводным лучом в эти периоды служат дополнительные к рациональным нравственные критерии, те корни и вечные ценности, ядро которых универсально во всех мировых религиях. Экстраполируя эти механизмы на общество в целом, позволим себе заключить, что оптимизировать выход изкризиса можно, уравновешивая, синтезируя рациональную и гуманитарнуюкомпоненты культуры. К аналогии между компенсаторными, антиэнтропйнымимеханизмами высокоразвитых интеллектуальных систем и моралью приводити более подробный анализ.Так, кризис техногенного общества конца ХХвека мог бы уже закончиться планетарной ядерной катастрофой, не появись нравственный мотив в политике 80-х, и теперь есть шанс на относительно мягкое прохождение кризиса.
Сегодня становится очевидной необходимость привнесения в сферу науки нравственных, этических и даже эстетических категорий, столь характерных для древних традиций Запада и Востока в опыте единения человека с природой и космосом. А гуманитариям следовало бы перенять обыкновение ученых не отвергать, а переосмысливать ряд наколенных ранее истин, попытаться объяснить законы гармонии на языке более универсальном, чем язык субьективно-эмоциональных переживаний.
Таким образом, мы приходим к необходимости формирования, с учетом знаний современной науки, целостного видения мира, свойственного нашим предкам. Синтез мудрости древних цивилизаций, гуманитарных и естественных наук - это путьк новому пониманию природы, человека и общества. В последние десятилетия такой синтез начался спонтанно в силу логики развития самой науки,интеграции ее дисциплин, рассмотрения все более сложных систем в физике, химии, биологии, приближающихся по сложности поведения к живым ор-ганизмам или их сообществам, моделирующим, как оказалось,также соци-альные и психологические феномены. Кроме того, сейчас осознана принци- пиальная неустранимость роли человека как наблюдателя и интерпретатор - эксперимента, т.е. актуален лишь целостный подход: природа +человек. Это направление науки о сложном - синергетика, - опирающееся насовременные математические методы и являющееся далеко идущим обобщени-ием дарвинизма, по существу, может быть названо "эволюционным естествознанием" в широком смысле. От Бытия к Становлению - вот, следуя ИльеПригожину, ориентация новой научной парадгмы, в контексте которой акцент переносится с изучения инвариантов системы, положений равновесия,на изучение состояний неустойчивости, механизмов возникновения нового,рождения и перестройки структур, самоорганизации. Например, возникает возможность универсальным образом описывать яв-ления самоорганизации, проясняется значение открытости систем, рольслучайности и конструктивная роль хаоса, природа катастрофических революционных изменений в системе, механизмы альтернативного - исторического ее развития и т.д.. Замечательно, Что все эти понятия, до недавнего времени бывшие исключительно в арсенале гуманитарного образамышления,теперь приобретают иное, более глубокое звучание. Теперь мож-но говорить о возникновении некоего, более чем метафорического, едино-го метаязыка естественника и гуманитария. Намечаются понимание и встречное движение двух культур, возврат к единству на новом уровнеосознания мира. Этот процесс надо сознательно развивать, что приведет не только кпримирению , но и взаимообогащению двух культур, так как одна предс-тавляет рациональный способ постижения мира, другая - диалектическидополнительный - интуитивный, ассоциативно-образный. Диалектическоеединство заключается в том, что ни одна из культур не самодостаточнаи, согласно знаменитой теореме Курта Геделя о неполноте, рано или поздно не сможет развиваться без привлечения методов другой, вырождаясь иначе в застывшую догму, либо в хаос абсурда.
Итак, смена парадигмы, происходящая в науке, переход от ньютоновс-кой к эволюционной, синергетической парадигме сейчас резонирует с пот-ребностями культуры человечества в целом. Проблемы социума в большойстепени связаны с укоренившимся линейным, детерминистским подходом кприроде и технике, который был перенесен на общество и способствова развитию позитивизма, потребительской иделогии, неумению предвидетьэкологические и цивилизационные кризисы. В этой связи важной задачей является создание новых курсов препо- давания естествознания, способных изменить официальную идеологию, датьодин из ключей к пониманию механизмов потрясений в обществе, столь не-устойчивом и бурно меняющемся в конце ХХ века, сформировать адекватныйменталитет социума. Это должны быть курсы, не представляющие собой механическое соединение традиционных курсов физики, химии,биологии и экологии, но являющиеся продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционносинергетическогоподходов к современному етествознанию. Его преподавание стало возможным на основе применения новой парадигмы, способной объединить естественноначную и гуманитарную компоненты культуры, и осознанию универсальной роли метаязыка, синтезирующего фундаментальные законы естествознания, философии и синергетики. ИСКУШЕНИЕ СИНЕРГЕТИКОЙ: ЧТО ДЕЛАТЬ?
Итак, сегодня как никогда нужен целостный трансдисциплинарныйвзгляд на мир, причем на уровне сознания большинства граждан, иначе вобществе не возникнет когерентного понимания глобальных проблем и способов их решения. Да и откуда ему взяться, ведь социальный опыт пере-дается системой образовательных институтов, которые ориентированы настереотипы линейного стабильного развития в прошлом, а сегодня необхо-димо ввести привентивное обучение принципам жизни в неустойчивом нели-нейном мире, где временные масштабы иллюзорны и человек должен нау-читься жить в динамическом хаосе, постигая его законы, законы самоор-ганизации. Для смены образовательной стратегии отпущен лишь краткий миг ис-тории - рубеж тысячелетий, благо новая холистическая методология ужедостаточно развита - это междисциплинарное направление науки - синер-гетика или теория самоорганизации. На наш взгляд естественно введение синергетики в образовательныйпроцесс сразу по трем направлениям:
I - СИНЕРГЕТИКА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИИ ( SYNERGETICS FOR ): интегративные курсы синергетики в средней и высшей школе по завершении очередно-го цикла обучения - подготовительная, начальная, средняя школа, циклфундаментальных дисциплин в высшей школе, цикл специальных дисциплин,аспирантура, факультеты переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей, адаптивные курсы и получение второго образованиялюдьми в зрелом возрасте. И начинать надо с создания учебной литературы и специальных потоков ФПК. Это путь спирального восхождения по рубежам осознания целостности мира.
II - СИНЕРГЕТИКА В ОБРАЗОВАНИИ ( SYNERGETICS IN): внедрение вчастных дисциплинах материалов иллюстрирующих принципы cинергетики - вкаждой дисциплине , будь то естественнонаучная или гуманитарная дис-циплина, можно найти разделы изучающие процессы становления, возникно-вения нового, и здесь уместно наряду с традиционным использовать языксинергетики, позволяющий в дальнейшем создать горизонтальное поле меж-дисциплинарного диалога, поле целостности науки и культуры.
III - СИНЕРГЕТИКА ОБРАЗОВАНИЯ ( SYNERGETICS OF): синергетичностьсамого процесса образования, становления личности и знания. Здесь внаибольшей степени сказывается антропный, постнеклассический характерсинергетики, в процессах диалога и развитии самореферентных систем.Высокие примеры педагогического мастерства и авторских методик и естьлучшие образцы приложения целостных синергетических подходов, но се- годня проблема не в том чтобы создать единую методику, а в том чтобынаучить педагога осознанно создавать свою, только ему присущую методи-ку и стиль, оставаясь на позициях науки о человеке. Сегодня идеи синергетики все шире поддерживаются научной и педа-гогической общественностью: в частности, в рамках программы новой дисциплины "Естествознание" для гуманитариев во всех вузах России обязательно изучение большого ( 16 лекций) раздела "Синергетика", готовитсяряд учебных пособий по синергетики и ее приложениям, создаются ФПК. В области синергетических методик обучения начаты активные исследованияв РАО и РАН, а в ряду наиболее эффективных образовательных синергетических технологий безусловный интерес вызывает "Автодидактика " В.А.Куринского.
1. Московский Синергетический Форум "Устойчивое развитие в изменяющемся мире". (Январь 1996).Тезисы. Программа. ИФ РАН, ИПМ РАН. 1996.
2. Буданов В.Г.. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционносинергетический подход. Высшее образование в России, N4, 1994.
3. Примерная программа дисциплины "Современное естествознание" для гуманитарных направлений бакалавриата. ( Авторы: Буданов В.Г., Мелехова О.П., Суханов А.Д., под редакцией академика Степина В.С.) Гос. Ком. Вуз. России, Москва, февраль1995. .
4. Куринский В.А.."Автодидактика", Автодидакт, Москва 1994.
В заключении приведем последний синергетический раздел программы курса "Современное естествознание" для гуманитариев. Его структура, нанаш взгляд, при определенной адаптации формы и наполнения содержания,может быть взята за основу интегративных курсов синергетики в высшей исредней школе, и уже есть опыт такого прочтения. ЭВОЛЮЦИОННО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА: ОТ ЦЕЛОСТНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ К ЦЕЛОСТНОЙ КУЛЬТУРЕ (Синергетика) фрагмент программы "Современное естествознание"
Тема 1. ОТ "БЫТИЯ" К "СТАНОВЛЕНИЮ" Историко- философские аспекты современной научной картины мира. Креативная триада Хаос - Теос - Космос - от Платона и Плотина до эво- люционных концепций конца ХХ в.: взгляд естественника и гуманитария - 10 - Две концепции времени у Аристотеля. Революции в естествознании. Пере- ход от Ньютоновской к эволюционно-синергетической парадигме науки. Принципы синергетики, эволюционная триада и системньй подход.
Тема 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВОЛЮЦИОННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Философия нестабильности - от Пуанкаре до наших дней. Бифуркации и историчность развития. Диалектика и теория катастроф: структурная устойчивость, универсальность, признаки и предсказуемость катастроф. Наследственность, изменчивость, отбор в естествознании, роль флуктуа- ций. Бифуркационное дерево как модель эволюции природы, человека, об- щества.
Тема 3. КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В ЭВОЛЮЦИОННЫХ ЗАДАЧАХ, НАЧАЛА НЕЛИНЕЙНОГО МЫШЛЕНИЯ Пространства состояния системы и динамическая модель. Аттракторы. Параметры порядка. Метаморфозы и иерархия структур. Диссипативные системы вдали от равновесии. Режимы с обострением.
Тема 4. ДИНАМИЧЕСКИЙ ХАОС - ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ СВОЙСТВО РЕАЛЬНОСТИ Универсальные сценарии перехода к хаосу. Стохастические структу- ры. фрактальные структуры в природе, принцип самоподобия. Хаос, квант и проблема времени. Гармония в хаосе, красота фракталов.
Тема 5. САМООРГАНИЗАЦИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ Самоорганизация в физике, химии, биологии, геологии, экологии. Происхождение галактик и Солнечной системы. Земля - происхождение и динамика геосфер. Климат - синергетический аспект. Роль океанов. Сравнительный анализ эволюционных теорий в космологии, геологии, биологии. Возможные социальные аналогии. Информационные аспекты синергетики. Принцип максимума информации. Антиэнтропийные механизмы, актив- ные среды, клеточные автоматы. Мозг, как синергетический компьютер.Распознавание образов. Механизмы языка.
Тема 6. ГУМАНИТАРНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ СИНЕРГЕТИКИ Метапринцип аналогии: эвристическая ценность переноса методов си- нергетики и традиционных холистических представлений в гуманитарную сферу. Инклюзивное и зксклюзивное мышление, творчество. Синергетйка и принципы гармонии. Диалог и анализ "мягких" систем, самопорождение смысла. Типы рациональности и динамический хаос. Структурная динамика, прогноз в экономике, экологии, культуре. Цивилизационные кризисы и техносфера. Коммуникативная функция динамического хаоса, творческая Вселенная. Циклические биосферные и социокультурные процессы. Ноосфера - человек и эволюция Земли.
Тема 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЭВОЛЮЦИОННО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА КАК ОСНОВА ЦЕЛОСТНОСТИ КУЛЬТУРЫ Принципы универсального эволюционизма и проблемы коэволюции. Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания - путь к единой культуре. Наука, философия, религия: новые возможности диалога. Разносторонность и фундаментальность образования и формирование гармонической личности.
P.S. ДВА СЛОВА О МОДЕ НА СИНЕРГЕТИКУ Стоит , всеже, подчеркнуть, что понимание синергетики в различных контекстах различно, и сегодня не существует ее общепринятогоопределения, как, например, не существует строгого определения фрактала. Кроме того, объем и содержание предмета взрывным образом расширяются, вызывая неумеренные восторги неофитов и протесты наиболее строго мыслящих профессионалов, стоявших у "истоков" и сокрушенно следящих заискажением исторической правды, и приоритетов. Это культурный феномен узнавания, а следовательно и своего понимания, архетипа целостности вразных областях культуры, и его экспансия идет от наиболее авторитетной компоненты - науки, да еще междисциплинарной. Можно огорчаться поповоду моды на синергетику, и ее вольного толкования, но история помнит не одно увлечение подобного рода: моду на кибернетику, системный анализ, теорию относительности, ну а если перенестись в XYIII век -салонные вечера Вольтера о новой механике, и даже общество "ньютонианских дам", что в конечном счете способствовало быстрейшему внедрению"Начал" Ньютона в университетские курсы Европы (несмотря на сопротивление многих континентальных авторитетов). Мода конечно пройдет, но воснования культуры будут заложены принципы и язык синергетики, а времярассеит миражи непонимания. Итак, синергетика возникла, как теория кооперативных явлений взадачах лазерной тематики, но постепенно приобретала все более общийстатус теории, описывающей незамкнутые, нелинейные, неустойчивые , иерархические системы.Уже в области естествознания существует оппозиция такому толкованию синергетики, кто-то предпочитает говорить о нелинейной динамике, или теории диссипативных систем, теории открытых систем,теории динамического хаоса и т.д.. На наш взгляд апология синергетики может быть оправдана лишь после введения в рассмотрение проблематикинаблюдателя, человекомерных систем, самореферентных систем, тем самымрасширяя методологию синергетики на область целостной культуры. Вот вэтом расширительном толковании мы и понимаем синергетику в данной работе, философски говоря, синергетика это наука (точнее говоря движениев науке) о становящемся бытии, о самом становлении, его механизмах и ихпредставлении. И здесь важно избежать другой крайности, не профанировать ее методы, не увлекаться модной синертической фразеологией, произвольно сплетая метафоры; но оставаясь на позициях конкретной науки,использовать эвристический трансдисциплинарный потенциал синергетикикак технологию универсалий, реализуемую в практической деятельности.